Как развить транзитный потенциал Казахстана

Как развить транзитный потенциал Казахстана Грузоперевозки

30 июля состоялся III эксперт-форум «Магистраль» на тему: «Грузы пошли в обход: как Казахстану не упустить транзитные грузопотоки?», организованный телекоммуникационной компанией TLK Media.

Эксперты транспортной отрасли обсуди перспективы транзитного потенциала Казахстана, а также создание альтернативных маршрутов в обход нашей страны.

Как отметил модератор форума, общественный деятель Мурат Абенов, соцопрос в Facebook показал, что слабым звеном транзитного потенциала Казахстана, по мнению респондентов, является устаревшая инфраструктура, низкий уровень сервиса, административные барьеры и низкая скорость доставки грузов.

Как сообщил начальник управления транзита Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Зейнолла Ахметжанов, с введением чрезвычайного положения транзитные грузоперевозки в Казахстане не ограничивались.

По его словам, сейчас наблюдается положительная динамика транзитных перевозок. За первое полугодие через Казахстан перевезено 11 млн. тонн транзитных грузов. За 6 месяцев этого года перевезено свыше 450 тыс. ДФЭ (в двадцатифутовом эквиваленте), что на 54% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост перевозок контейнеров между Азией и Европой составил 91%.

Относительно альтернативных маршрутов доставки грузов из Китая в Европу через территорию Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана З.Ахметжанов отметил, что на этом маршруте возникает необходимость двух перегрузов контейнера с железнодорожной платформы на автомобильную и с автомобильной платформы на железнодорожную станцию. Все это напрямую влияет на ценообразование и скорость доставки грузов.

Кроме того, по альтернативному маршруту увеличивается количество транзитных государств – Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и пересечения государственных границ этих стран.

Серьезным недостатком этого маршрута в обход Казахстана является его сезонность, в зимнее время он, скорее всего, работать не сможет.

Начальник управления транзита МИИР РК сообщил, что, Правительством принят ряд мер по наращиванию транзитного потенциала. Отменен таможенный досмотр контейнерных поездов, что положительно отразится на скорости их прохождения.

В сфере международных автомобильных перевозок отменен утилизационный сбор и сбор за первичную регистрацию ввозимых авто, это позволит обновить автопарк. Перенесены сроки модернизации железнодорожного участка Достык — Мойынты с 2023 на 2021 год.

Директор Международного координационного центра контейнерных блок-поездов Китай-Европа Ассоциации транспорта и коммуникаций КНР У Цзинюй сообщил, что, несмотря на пандемию, поток контейнеров из Китая в Европу стремительно растет и имеет хорошую тенденцию к дальнейшему росту. Через Казахстан проходит 50% всего экспортного груза Китая.

По его мнению, Казахстану для увеличения транзитных грузов необходимо увеличить пропускную способность станций Достык и Алтынколь. В последние месяцы наблюдаются заторы на этих участках в связи с возросшим объемом перевозимых грузов.

Генеральный секретарь Международной Ассоциации Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) Рахметолла Кудайбергенов сообщил, что в 2019 году в Нур-Султане было подписано соглашение стран участниц ТМТМ, в котором был прописан алгоритм и сроки доставки грузов. В компании действуют сквозные тарифы, внедрен принцип «одного окна».

Генеральный директор АО «KTZ Express» Дмитрий Абдуллаев сообщил, что скорость доставки грузов по альтернативному маршруту через территорию Узбекистана в 6 раз дольше, чем по территории Казахстана. Одним из минусов маршрута через Туркменистан является нерегулярность фидерных перевозок через порт Турменбаши. Д.Абдуллаев считает, что не надо бояться создания альтернативных маршрутов в обход Казахстана.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» Даулет Хамзин сообщил, что авиационная отрасль наиболее сильно пострадала от пандемии. До введения режима чрезвычайного положения через Казахстан осуществлялось до 600 транзитных авиарейсов в сутки, сейчас количество таких рейсов сократилось в пять раз — до 120. Все это отразилось на доходах авиапредприятий.

С введением режима ЧП сократилось количество пассажирских рейсов, на которых перевозилось значительная часть грузов.

По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, ИАТА, общий спад по отрасли в апреле составил 46% от уровня соответствующего периода прошлого года, в июле – 55%. Восстановление авиационной отрасли до уровня 2019 года произойдет не ранее 2024 года, считают международные эксперты.

Авиационные предприятия без поддержки государства не в состоянии пережить кризис, — считает Д.Хамзин. Исполнительный директор международного аэропорта сообщил, что в Казахстане меры государственной поддержки были направлены на малый и средний бизнес, к которому авиакомпании и аэропорты не относятся.

В США на поддержку авиационной отрасли было направлено $80 млрд., в европейских странах авиакомпании были освобождены от уплаты аэронавигационных услуг и части аэропортовых сборов. В РФ авиакомпании получили 25 млрд. рублей субсидий, аэропорты – 10 млрд. рублей.

Сейчас, по словам Д,Хамзина, стоит задача удержать квалифицированный персонал, без помощи государства это сделать будет трудно, — резюмировал он. Авиапредприятиям необходимы прямые субсидии, отсрочка по выплатам по займам, налоговые каникулы, доступ к дешевым кредитам.

Экономическая эффективность перевозки грузов в контейнерах признана во всем мире. Процесс контейнеризации стартовал в начале 60-ых годов прошлого столетия, сейчас в мире сформировался зрелый рынок контейнерных перевозок, уровень контейнеризации в развитых странах превышает 90%.

Казахстан, как и большинство постсоветских стран, к сожалению, оказался в аутсайдерах в этом процессе. В РФ уровень контейнеризации составляет 30%, в нашей стране этот показатель составляет всего 3%. Между тем, несмотря на пандемию, в Казахстане наблюдается устойчивый рост контейнерных перевозок.

В Казахстане насчитывается 7,6 млн. тонн контейнеропригодных грузов, это – зерно, цветные, черные металлы и др., из которых контейнеризировано 1,17 млн. тонн.

Для развития контейнерных перевозок в Казахстане необходимо решать системные вопросы – инфраструктурные ограничения и переводить предприятия на контейнерные перевозки.

Модератор эксперт-форума, генеральный директор телекоммуникационной компании TLK Media Жанна Исингарина сообщила, что экспертное сообщество транспортной отрасли направило обращение Президенту РК К.К.Токаеву с предложением объявить 2021 год в Казахстане годом транспорта. Ведь при развитии потенциала транспортной отрасли, доходы от нее вполне сопоставимы с доходами от нефтяной отрасли.

Запись эксперт-форума размещена на странице KAZLOGISTICS в Facebook.

Пресс-служба Союза транспортников Казахстана

kazlogistics.kz

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Оцените статью