Карантинный транспортный коллапс

Карантинный транспортный коллапс Новости

Какие проблемы испытывает авиа-, авто- и железнодорожный транспорт в Казахстане. Сегодня на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» под председательством зампреда НПП Евгения Больгерта состоялось обсуждение ситуации в транспорте в период режима ЧП и мер по поддержке рынка.

Пассажиропоток на автотранспорте упал в 10 раз

Автомобильный транспорт в части пассажирских перевозок выполняет задачи по передвижению граждан. Как рассказал гендиректор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев, из-за ограничивающих мер пассажиропоток по всем регионам в среднем упал в 10 раз. Перевозчики жалуются на сложившуюся тяжелую ситуацию, и особенно в регионах, в которых перевозки не субсидируются.

«Финансовое состояние предприятий неудовлетворительное. Мы не сможем покупать топливо, обеспечивать ремонт техники. Начнутся срывы маршрутов. Поэтому мы ставим вопрос о необходимости распоряжения правительства, чтобы местные исполнительные органы возмещали расходы предприятий по топливу и заработной плате водителей. Затем мы хотели попросить, чтобы на этот год предприятия автотранспорта освободили от налога на транспорт и фонд оплаты труда», – сообщил Сабит Аманбаев.

По его данным, несмотря за запрет применения штрафных санкций, банки звонят и требуют оплачивать займы. В этой связи перевозчики просят о введении официального запрета на штрафные санкции по всем видам займов.

«По вопросам возмещения прямых расходов на топливо и заработную плату каждый акимат должен сам просчитать, потому что ситуация ежедневно меняется. То мы добавляем технику по заданиям акимата, то уменьшаем количество графика», – отметил глава Союза автотранспортников.

По его словам, в Алматы с 16 марта по 31 марта затраты перевозчиков составили 1 млрд тенге, а доходность от реализации билетов составила 500 млн. Таким образом, убытки оцениваются в сумме полмиллиарда тенге. Идет взаимодействие с акиматом Алматы, который планирует возместить стоимость топлива.

«Так же должны взаимодействовать и во всех других регионах. Расчеты мы представим в скором времени», – резюмировал Аманбаев.

Доходы авиакомпаний и аэропортов рухнули на 95-97%

С 29 марта 2020 года практически приостановлены все пассажирские рейсы среди аэропортов Казахстана, как внутренние, так и международные. Осуществляются только транзитные, грузовые и ряд гуманитарных рейсов, которые выполняются по особым разрешениям. Доходы авиакомпаний и аэропортов снизились практически на 95-97%. Об этом в ходе обсуждений рассказал исполнительный директор АО «Международный аэропорт Нур-Султан Назарбаев», председатель подкомитета по гражданской авиации комитета логистики и перевозок НПП «Атамекен» Даулет Хамзин.

По его данным, некоторые региональные аэропорты практически остались без доходов. Доходы, связанные с не авиационной деятельностью, также в связи с закрытием терминалов аэропортов практически были сведены к нулю.

«В такой ситуации ясно, что авиапредприятия республики не смогут самостоятельно преодолеть кризис и необходимы меры господдержки, чтобы восстановить отрасль после снятия карантинных мероприятий», – сообщил Даулет Хамзин.

Он напомнил, что 26 марта было направлено совместное обращение от аэропортов Казахстана в канцелярию премьер-министра. Они касаются как освобождения, так и предоставления отсрочки уплаты налогов по разным видам налогов, начиная с налога на имущество, налога на транспорт, налога на землю, платы за использование гособъектов. Второй пункт – это предоставление налоговых каникул на налоги, начисляемые по фонду оплаты труда, социальные отчисления и выплаты в Фонд медицинского страхования. Также были просьбы от аэропортов, по крайней мере, тех, которые активно обслуживают международные рейсы и рейсы иностранных перевозчиков, произвести полный возврат невозмещенного НДС за 2019-2020 годы, который с трудом получают практически все аэропорты.

«Учитывая, что аэропорты – это субъекты естественной монополии и постоянно сдают отчеты в КРЕМ, естественно, необходимо предусмотреть отсрочку по исполнению всех инвестиционных программ, которые вкладываются в регулируемые тарифы, и освободить от штрафов и других видов наказаний за неисполнение этих инвестиционных программ в 2020 году. Так как все инвестиционные проекты практически во всех аэропортах были приостановлены», – отметил Даулет Хамзин.

Также, по его словам, есть проблемы, связанные с приобретением ГСМ и их стоимостью в условиях резкого падения цен на нефть. Тренд по снижению стоимости авиакеросина в Казахстане наметился, но, тем не менее, средняя оптовая стоимость поставок процентов на 30 выше, чем среднерыночная стоимость в Европе и других частях мира.

«То есть наши ресурсодержатели и давальцы не такими темпами снижают стоимость керосина, как идет во всем мире. И опять возникает ситуация, когда в Казахстане авиакеросин становится самым дорогим в мире. Чтобы как-то поддержать авиаперевозчиков, которые, надеюсь, возобновят работу после снятия карантинных мероприятий, мы вышли с предложением рассмотреть покрытие части затрат авиакомпаний на аэропортовые услуги за счет государства. Таким образом, аэропорты смогут предоставить скидки для авиаперевозчиков, чтобы те могли возобновить авиаперевозки», – подчеркивает Д. Хамзин.

По мнению и. о. директора столичного аэропорта, данный пункт является одним из самых важных, потому что позволит максимально быстро восстановить авиаперевозки, стимулировать авиаперевозчиков восстановить рейсовую инфраструктуру. Также авиаперевозчики вышли с предложениями субсидировать и компенсировать потери, которые они понесли в связи с выполнением гуманитарных рейсов, рейсов по репатриации казахстанцев из зарубежных стран, а также с вынужденным возвратом билетов в большом объеме. Для многих авиакомпаний этот денежный отток является существенным ударом. Как одно из предложений от наших авиакомпаний – ввести нулевой НДС на внутренние перевозки и обеспечить освобождение от таможенных пошлин и уплаты НДС при ввозе запасных частей для обслуживания воздушных судов.

Также Даулет Хамзин отметил проблему утечки квалифицированных кадров. По его словам, многие авиакомпании привлекают иностранных граждан.

«В связи с этим выходит с предложением упростить для иностранных граждан процедуру получения рабочих виз без выезда с территории Казахстана, так как многие из них оказались невыездными во время карантина», – озвучил проблему и. о. директора столичного аэропорта.

Также он отметил, что в части по «Казаэронавигации» предприятие просит предоставить понижающие коэффициенты до 50% на выполнение внутренних рейсов. Со стороны государства предлагается освободить от дивидендов за 2020 и 2019 год компании с госучастием. Такие как «Казаэронавигация», государственные аэропорты и так далее.

Стоимость авиакеросина мешает конкурировать с аэропортами России

В свою очередь директор авиационного маркетинга АО «Международный аэропорт Алматы» Кусаев Абдул отметил, что на сегодняшний день стоимость керосина в Казахстане не отражает реальную стоимость, которая сейчас идет на рынках.

«Нам очень мешает конкурировать с аэропортами России, у которых стоимость существенно ниже, на 10-15% дешевле, чем у нас. Соответственно, многие авиакомпании выбирают в качестве транзита аэропорты России. Наши ресурсодержатели, по идее, тоже заинтересованы в продаже керосина в больших объемах. Сейчас идет затоваривание складов. Поэтому мы бы хотели, чтобы они были более гибкими и быстрее реагировали на то, что происходит сейчас на рынке. Особенно на рынке России, и что бы цены держали на том же уровне», – подчеркнул Кусаев Абдул.

Также Даулет Хамзин отметил, что ресурсодержатели обратились в министерство энергетики и получили квоты на экспорт авиакеросина из Казахстана.

«Вместо того чтобы привести цены на авиакеросин в соответствие с мировыми трендами и дать возможность увеличить заправки в аэропортах, они пытаются вывести авиакеросин в те страны, у которых нет таких ресурсов – Таджикистан, Узбекистан, и тем самым заработать максимальную маржу. В то время как мы не можем привлечь транзитный потенциал и в достаточной степени предложить конкурентные цены для компании, которые летят через аэропорты Казахстана», – констатировал Даулет Хамзин.

По его словам, в среднем все аэропорты и авиакомпании Казахстана, по статистике, потребляют от 650 тысяч тонн за год. Учитывая огромный рост, который начался с прошлого лета в связи с вводом FlyArystan и активностью грузовых перевозок и транзитных перевозок, предполагалось, что на текущий год, если бы не карантин, потребность в керосине выросла бы до 850 тысяч тонн в год.

Прогнозное падение на 10-30% в железнодорожном транспорте

По словам председателя наблюдательных советов АНЭК и КазАПО Ильи Сегала, ситуацию анализировали в январе, когда пошла проблема от коллег по перевозкам с Китаем. По его словам, какие проблемы сегодня появились у компании: на 14% вырос курс швейцарского франка – это валюта ж/д тарифа, на 15% – валюта расчета между экспедитором и иностранным партнером. После введения 16 марта ЧП ассоциация на основании опроса и обсуждения с компаниями определила основные проблемы и сформировала основные причины их возникновения и предложения по поддержке. 8 апреля письмо направлено на имя премьер-министра Казахстана.

По данным ассоциации, до 10% вагонов стоят без работы или не могут быть отремонтированы в связи с тем, что проблемы с закупом и поставками колесных пар.

«Компания прогнозирует, что к уровню девяти месяцев прошлого года падение составит 10-30%, причем убытки на 55% связаны с введением режима ЧП и его последствиями, а остальные – от роста курса доллара и швейцарского франка. У компаний стоят проблемы по сохранению подготовленного высококвалифицированного персонала, оплате труда и возможности продолжения своей деятельности, к сожалению», – рассказал Илья Сегал.

По его словам, без господдержки национальные ж/д компании и предприятия МСБ, которые работают в сфере ж/д перевозок, не устоят в этой ситуации. По оценкам, это может ухудшить качество жизни с учетом коэффициента семейственности – более 100 тысяч человек. В качестве мер поддержки Илья Сегал озвучил налоговые каникулы, отсрочки платежей других видов налогов без начисления штрафов и пени, освобождение от налога на имущество, транспорт, землю, отсрочки выплат по банковским займам до 1 октября, рефинансирование текущих кредитов. А также введение запрета на начисление банками, кредитными и лизинговыми организациями штрафов и пени, отмена сбора на хранение порожних вагонов на эксплуатационных путях, представление скидок АО «НК «КТЖ», если будет господдержка, она тоже сможет это сделать, резюмировал председатель наблюдательного совета.

Майра Медеубаева

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Оцените статью