Критическая ситуация в сфере автобусных пассажирских перевозок

Критическая ситуация в сфере автобусных пассажирских перевозок Новости

10 июля 2020 года в режиме онлайн конференции состоялось заседание Подкомитета по автомобильному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстана «Атамекен».

В ходе заседания были рассмотрены состояние и меры повышения финансовой устойчивости пассажирских автобусных перевозчиков на социально-значимых и международных маршрутах, вопросы государственного регулирования.

Председатель Подкомитета, Генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев отметил социальную значимость и важность общественной услуги — автобусные пассажирские перевозки, наряду с медициной и образованием. По данным ООН, Казахстан из-за неудовлетворительного состояния дорог занимает первое место в мире по смертности – 24,1 человек на 100 тыс. населения.

В стране также критическая степень износа автобусного парка. С целью его обновления была принята Комплексная программа развития пассажирских автобусных перевозок, однако за два года особых успехов в ее реализации добиться не удалось.

Как показала практика, выгодоприобретателем этой программы стали государственные автобусные парки, до бизнеса средства, выделенные на ее реализацию, так и не дошли.

Создание коммунальных парков стало возможным после принятия постановления Правительства РК №1095, согласно которому государству разрешено заниматься автобусными пассажирскими перевозками. Данный документ противоречит нормам Кодекса о предпринимательстве, запрещающим антиконкурентные действия со стороны государственных органов.

Акиматы предоставляют льготы по приобретению основных фондов коммунальным паркам, выделяют им субсидии, наиболее прибыльные маршруты, а частные перевозчики по всяким надуманным причинам выдавливаются с рынка.

Президент Казахстана Токаев К.К. на расширенном заседании Правительства 24 января текущего года отметил, что в стране создано 8 коммунальных автобусных парков при достаточном количестве частных перевозчиков, банкротятся одни компании, за государственный счет создаются другие предприятия. Вместо системного решения субсидирования автобусных перевозок акиматы создают новые предприятия с участием государства, вливая туда огромные бюджетные средства.

Глава государства дал поручение Правительству в течение двух месяцев навести порядок в сфере автобусных перевозок, однако пандемия внесла свои коррективы в исполнение сроков этого поручения. «Между тем создание реальной рыночной среды в этой области при обеспечении добросовестной конкуренции выгодно потребителю услуги – пассажиру, так как себестоимость перевозок у госпредприятий в разы выше, чем у частных компаний», — сказал глава Подкомитета.

Большие надежды городские перевозчики связывают с разработкой новой Комплексной программы, которая будет утверждена распоряжением Премьер-Министра, предположительно, в августе. Она позволит реально изменить положение дел в многострадальной сфере автобусных перевозок, обязав акиматы субсидировать убытки перевозчиков.

С.Аманбаев подчеркнул, что общественный транспорт оказался в тяжелейшем финансовом положении из-за резкого снижения пассажиропотока, даже после отмены режима ЧП доходность перевозок не превышает 50% от уровня прошлого года. Положение усугубляется растущей расходной частью, связанной с девальвацией национальной валюты и ростом цен на запасные части и материалы. Миллиардные убытки и долги автопарков ставят под угрозу подготовку к зиме во всех регионах страны.

Для того чтобы не допустить транспортный коллапс, автобусным паркам на городских и пригородных маршрутах необходимо возместить расходы на топливо и заработную плату водителей и кондукторов, уверен С.Аманбаев. Освободить также международных автобусных перевозчиков от утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию за ввоз автобусов до 2023 года.

По словам С.Аманбаева, положительный опыт поддержки общественного транспорта сложился в Алматы, где акимат, кроме компенсации льготного проезда и субсидирования перевозок, выделил автопаркам 214 миллионов тенге на закупку ГСМ. Сейчас рассматривается вопрос выделения дополнительной помощи автопредприятиям. Однако в нашем законодательстве на сегодняшний день нет нормативно-правовых документов, позволяющих оказывать такую помощь в период ЧП. И этот вопрос необходимо срочно решать, — отметил он.

Что касается междугородних и межобластных перевозок крайне важно устранить недобросовестную конкуренцию со стороны нелегальщиков, это вполне под силу местным исполнительным органам и транспортной инспекции.

Директор Ассоциации автотранспортных предприятий Карагандинской области Айнитдин Буралкин предложил, чтобы на всех заседаниях Подкомитета, на которых рассматриваются вопросы автобусных пассажирских перевозок, присутствовали заместители акимов областей, в ведении которых находится общественный транспорт.

Показательная ситуация сложилась в городе Шымкент. Как сообщил глава Ассоциации пассажироперевозчиков мегаполиса Дархан Каюпов, в городе на базе СПК создан муниципальный парк, который приобрел в лизинг 300 автобусов, обслуживающих 17 маршрутов. Парк получает субсидии, которые компенсируют убытки, остальные, частные, перевозчики не получают из бюджета никаких средств. Такое деление на государственных и частных перевозчиков недопустимо, когда бизнес находится в неравном положении, — считает Д.Каюпов.

Ограничения в работе пассажирского транспорта продолжаются несколько месяцев, пассажиропоток уменьшился в 10 раз, но предприятия продолжают нести коммунальные расходы, платят заработную плату, отчисляют налоги. Все это непосильным бременем ложится на автопарки. Многие автотранспортные предприятия находятся на грани банкротства, выплачивая кредиты за приобретенные автобусы, — сказал Д.Каюпов.

Как сообщил заместитель председателя Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Данияр Коспабаев, в текущем году местными исполнительными органами запланировано выделение 53 млрд. тенге субсидий при потребности 101 млрд. тенге. В некоторых регионах вообще не запланировано выделение субсидий.

В июне месяце на Совете по транспорту был принят комплекс мер по развитию городского пассажирского транспорта, который предусматривает ответственность акиматов за его невыполнение.

Если частный перевозчик берет кредит и покупает новые автобусы, за ним необходимо на 10 лет закрепить определенный маршрут и это право должно быть безоговорочным, — считает Ю.Лавриненко.

По его мнению, необходимо внедрять электронное билетирование в общественном транспорте для того, чтобы повысить доверие маслихатов к субсидированию социально значимых маршрутов.

Пресс-служба Союза транспортников Казахстана

kazlogistics.kz

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Оцените статью