Пандемия и бюрократия отложили запуск металлургического завода в Казахстане

Пандемия и бюрократия отложили запуск металлургического завода в Казахстане Грузоперевозки

Открытие нового казахстанского металлургического завода в Шымкенте, на строительство которого затратили 50 миллионов долларов, снова перенесли. Об этом, как передает VRK.News, сообщили в городском управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития.

Источник: vrk.news

Сталелитейный и сталепрокатный завод ТОО «SinYuanSteel» был создан на базе казахстанского предприятия «Амир-А», действующего с 2000 года. В 2006 году в предприятие влили около двух миллионов долларов для создания сталелитейной мастерской. Но в 2016 году учредители пригласили инвесторов из Китая, теперь казахстанской стороне принадлежит 13% завода, а китайской, членам семьи Кэ — 87%. Сумма инвестиций в строительство — 50 миллионов долларов (личные средства китайцев).

Пандемия, экоэкспертиза и бюрократия

В итоге, строительство завода было начато в 2017 году и было практически завершено в марте 2019 года, когда были уже проведены необходимые строительно-монтажные работы, а также установлено оборудование. Изначально проект планировали запустить в марте 2019 года, затем сроки были перенесены на III квартал, а потом и на конец 2019 года, но из-за нехватки объема природного газа и пусконаладочных работ старт производства наметили на I полугодии 2020 года.

Однако теперь в госструктуре сообщили, что сроки запуска нового металлургического завода были вновь перенесены, в частности, из-за невозможности в условиях пандемии въезда в страну китайских специалистов.

«В связи с проведением пусконаладочных работ, рассмотрением рабочего проекта в департаменте экологии города для получения экоэкспертизы, а также заключением инвестиционного контракта с профильным министерством запуск завода планируется в I квартале 2021 года», — сообщили в городском управлении предпринимательства о трех основных причинах переноса запуска завода.

Завод будет конкурировать с российским прокатом

«Первые два года мы не будем работать в полную мощность. А уже потом — да, и наш главный конкурент будет российский металл. Он занимает 30 процентов казахстанского рынка, мы хотим с ними конкурировать. У нас качество хорошее, а себестоимость низкая. Пока мы планируем так: 50 процентов нашей продукции будет реализовываться в Казахстане, а 50 процентов уходить в Среднюю Азию — Узбекистан и Кыргызстан. Клиенты уже есть. По Казахстану их тоже очень много», — признавался в интервью Atameken Business двухгодичной давности генеральный директор ТОО «SinYuanSteel» мистер Цзяньдон Кэ.

Основным сырьём для производства стали является металлолом, причём большая часть закупок для стран Центральной Азии и России производится именно в Казахстане. В итоге ежегодно Казахстан экспортирует в Россию 500 тысяч тонн металлолома и ввозит обратно 500 тысяч тонн стали.

Сырьём для нового завода станет исключительно металлолом, который собираются приобретать в основном у старого партнера — компании «Казвтормет», а также скупать у более мелких поставщиков. Китайские партнёры считают местный металлолом очень качественным, оказывается, есть запасы ещё с советских времен. Даже сейчас площадки завода уже завалены привезённым металлоломом.

«После станка катанка у нас может быть от шести до десяти миллиметров. Арматура — с 10 до 32 миллиметров. Почему мы говорим, что это современное производство и оборудование? Потому что у нас старый завод только до 16 миллиметров мог выпускать. В Казахстане, мы насколько узнали, ещё не могут производить арматуру больше 26 миллиметров диаметром. Можно сказать, мы хотим производить товары, которые тут ещё никто не производил», — отметил генеральный директор.

Приглашать китайских специалистов невыгодно

На заводе установили японские лабораторные анализаторы качества металла, однако руководители предприятия затруднились уточнить сумму покупки. Помимо этого, построены плавильные печи, они гигантские — два комплекта 40-тонных и три 30-тонных. На старом предприятии работают четыре печи по 1,5 тонны и две печи по три тонны.

«Раньше на металлопрокатном заводе все люди стояли на линии и руками делали. А металл прокатывает очень быстро, со скоростью пули, выпущенной из пистолета, во-вторых, температура очень высокая. Современный завод устроен по-другому. В этих центрах управления производством будут сидеть люди и управлять линией с компьютера. Для проведения работы в опасной близости будет останавливаться вся линия с помощью индивидуальных автоматических замков, блокирующих работу», — сообщил гендиректор.

Стоит отметить, что будущие местные кадры придётся воспитывать самим, признались китайские инвесторы, либо заключать договоры на обучение с шымкентскими колледжами и вузами. Приглашать китайских специалистов невыгодно, уровень оплаты труда в Казахстане ниже, отметили иностранцы.

Владельцы завода сами построили для себя подстанцию

Стоит отметить, в индустриальной зоне как бы должны быть созданы условия для предпринимателей, проведена инфраструктура и так далее. На поверку это было не совсем так. Индустриальная зона «Онтустик» (не надо путать со специальной экономической зоной «Онтустик» — это две разные зоны) является территорией некогда гремевшего на весь Советский союз бывшего фосфорного завода. С 2010 года здесь, по данным на 2020 год, реализуется уже 88 проектов на сумму 61,7 миллиарда тенге, с созданием более пяти тысяч рабочих мест. Тем не менее, для работы всех этих предприятий не хватает мощностей существующей с 70-х годов прошлого века электроподстанции. Для нового металлургического завода пришлось строить свою собственную, стоимостью пять миллионов долларов.

«На индустриальную зону «Онтустик» работает только одна подстанция КПП-2. Её строили давно, в 1980-е или 1970-е годы. Но для металлоплавильного завода нужно очень мощное электричество, а в Казахстане в данный момент все подстанции построены при Союзе, и большего объёма нет. У нас было два варианта — ждать, пока акимат построит подстанцию, пока документы оформят, пока найдут инвестиции, или самим построить. Для нас самый лучший вариант оказался самим вложить деньги и построить. Её мощность 90 тысяч киловольт-ампер, высокое напряжение — 220 тысяч вольт, 35 тысяч вольт и 10 тысяч вольт, что напрямую снижает цену на электроэнергию на три тенге», — отметил инженер электроподстанции ТОО SinYuanSteel Игорь Хэ.

Излишками производимого электричества смогут пользоваться близлежащие предприятия. Кстати, её включение в общую систему КEGOC пока и является одним из тормозов к запуску завода.

Помимо электроподстанции, китайские инвесторы вложились в строительство двух грузовых железнодорожных линий длиной в два километра.

Правительство Китая возвращает инвестиции своим бизнесменам

Политолог и экономист Айдар Амребаев, которого тогда специально пригласили посетить китайские предприятия, предполагает, что построенный завод, вероятно, входит в программу индустриального сотрудничества Казахстана и Китая, предполагающую создание 51 нового китайского предприятия на территории Казахстана.

Тем не менее, интерес китайских инвесторов к Казахстану называет понятным и, что самое удивительное, не особо разорительным. Оказалось, как пояснил Амребаев, в Китае существует специальная госпрограмма, которая компенсирует риски китайских бизнесменов за рубежом. Иными словами, если китайские инвесторы запросят компенсацию у своих властей, то центральное правительство компенсирует им эти риски. Поэтому китайские бизнесмены, не боясь, идут на рынок Казахстана, России и других стран.

«Если бы я рисковал своими деньгами, я бы тысячу раз посчитал, смогу ли я продать эти чушки. Но для них это второй вопрос, потому что их риски компенсируют. Это важный момент, который позволяет бизнесменам быть защищёнными. Почему у нас наши бизнесмены не работают в Китае — потому что наше государство не защищает их риски. Потерял деньги — твоя проблема. У них государство протекционистское, имеет свою систему поддержки и финансирования», — поделился мнением эксперт Айдар Амребаев.

Казахстан также наращивает помощь своим экспортерам

Например, исключена необходимость предоставления путевого листа, различных справок, фотографий и др. документов. Теперь возместить часть затрат смогут трейдеры и дистрибьюторы, а также сельскохозяйственные производственные кооперативы, экспортирующие обработанные товары.

Возмещению также подлежат затраты, понесенные на оплату аренды торговых полок на внешних рынках; часть затрат на участие в зарубежных форумах, конкурсах и конгрессах; затраты на транспортировку товаров собственным автотранспортом, на доставку пробных образцов продукции для прохождения процедуры сертификации.

Будет возмещаться часть затрат, связанных с проведением процедур получения разрешения по использованию объектов исключительных прав (франчайзинг) за рубежом, прохождением зарубежной сертификации, аккредитации и инспекции.

В перечне предоставляемых документов для возмещения части затрат предусмотрен документ, подтверждающий статус отечественного производителя. Такими документами могут быть: индустриальный сертификат, декларация о соответствии, сертификат о происхождении, ветеринарный сертификат и т. д.

Для стандартизации лимит возмещения части затрат при доставке товаров изменен до 75 тыс. МРП вместо указанных ранее 1/50 от объема выделенных финансовых средств на текущий финансовый год. Теперь сумма гарантированного возмещения перестанет зависеть от бюджетирования.

В новых правилах урегулированы и вопросы по встречным обязательствам предприятий. Заявки от компаний теперь будут приниматься в электронном виде. Это позволит сэкономить время и исключить дополнительные почтовые расходы заявителей.

«Основная задача инструмента — поддержать и стимулировать экспортно ориентированных производителей. Это дает им возможность нарастить объемы, номенклатуру экспортной корзины, расширить географию стран. Выходить как на рынок ЕАЭС, так и рынки третьих стран, наладить выпуск новых видов товаров. Сегодня мы тесно работаем с несколькими сотнями экспортеров. Однако не стоит забывать, что это бюджетные средства и ответственность за их эффективное использование государство несет вместе с бизнесом», — отметили в пресс-службе.

Компании, получившие одобрение на возмещение затрат, в основном экспортируют товары в соседние страны: Россию, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Китай, а также в Швейцарию, Бангладеш, Ирландию, Бахрейн. Кроме того, возмещая затраты, будет намного легче выйти на новые рынки Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, США и др.

В Минторговли считают, что эти меры господдержки позволят предприятиям быть более эффективными и конкурентоспособными в торговле, а также увеличить объемы внутреннего производства и экспортной выручки.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Оцените статью