Водный транспорт в период пандемии и после неё

Водный транспорт в период пандемии и после неё Новости

30 июня 2020 года в режиме онлайн конференции состоялось заседание Подкомитета по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстана «Атамекен».

В ходе заседания были рассмотрены меры по повышению устойчивости морского порта Актау, работа, проводимая Подкомитетом по водному транспорту, обсуждены также текущее состояние на рынке транспортно-логистических услуг, меры поддержки во время пандемии коронавируса.

Как сообщил председатель Подкомитета по водному транспорту НПП РК «Атамекен» Николай Юдин, применение нулевой ставки НДС к железнодорожным тарифам в отношении экспортных грузов, направляемых железнодорожно-водным сообщением, приведет к увеличению конкурентоспособности маршрута через порт Актау.

Это позволит привлечь дополнительный объем контейнерных и других грузов за счет снижения стоимости транспортировки, а также еще больше задействовать казахстанский флот.

Необходимые поправки внесены в статью 387 Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», презентованы в Мажилисе РК 10 марта текущего года и сейчас находятся на рассмотрении рабочей группы.

В ходе заседания дискуссию вызвал вопрос о дерегуляции услуг судозахода для танкеров в порт Актау.

Между тем, Комплексным планом по восстановлению экономического роста до конца 2020 года, утвержденным постановлением Правительства РК от 20 мая 2020 года №307 предусмотрено продление до конца 2021 года срока действия предельных уровней тарифов на услуги судозахода танкеров, действующих до 31 декабря 2020 года.

В случае дерегулирования услуг судозахода для танкеров портом Актау планируется дифференцировать тарифы по аналогии с портами других стран, т.е. ввести практику разделения тарифов для национального перевозчика, судов под казахстанским флагом и для иностранных судов. Кроме того, плата за услуги судозахода будет гибкой, в зависимости от конъюнктуры рынка нефти, переваливаемой через порт Актау.

Между тем, представители бизнеса, морского порта Актау согласны с мнением компании «Казмортрансфлот» о необходимости замораживания тарифов до 2021 года.

О включении АО «НК «Актауский международный морской торговый порт» в качестве участника в СЭЗ «Морпорт Актау» Н.Юдин сообщил, что 29 мая 2020 года представлена сравнительная таблица поправок в проект Закона РК по вопросам налогообложения, разработанного в рамках депутатской инициативы.

По данным МИИР РК, после согласования с государственными органами, законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» будет вынесен на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии.

В настоящее время возникла острая необходимость внесения дополнений в Закон РК «О торговом мореплавании» и в Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию РК № 542 от 30.04.2015 г.

Эта необходимость вызвана участившимися случаями неполучения груза грузополучателем и оставления его на территории порта. Такие случаи происходят как по вине перевозчика/агента, так и по вине самого грузополучателя.

Согласно действующему законодательству, в течение пяти лет порт не вправе распоряжаться грузом, поскольку не является его собственником. Учитывая, что груз может быть признан бесхозным и принят в собственность только по истечении пяти лет, порт обязан все это время начислять стоимость за услуги хранения и платить соответствующие налоги, не получая при этом никаких доходов и не покрывая своих затрат, связанных с хранением. В итоге это негативно влияет на финансовое состояние порта.

Длительное хранение груза на территории порта препятствует рациональному использованию имеющихся складских площадей, которые не предназначены для длительного хранения.

В этой связи предлагается применение упрощенных процедур (по аналогии с другими видами транспорта) по обращению с невостребованными грузами (багажом), так как при долгом нахождении в порту создают помехи нормальной производственной деятельности, занимают места, а груз теряет свои свойства.

В настоящее время на одном из ключевых месторождений Казахстана — Тенгизе, реализуется проект по расширению добывающих мощностей – Проект будущего расширения (ПБР).

В целях его реализации компанией «Тенгизшевройл» (ТШО) было осуществлено строительство морской базы и канала в районе полуострова Прорва для поставки морским путём негабаритного груза, оборудования и материалов для ПБР.

По информации порта Актау, пункт пропуска Прорва, не ограничен ни по времени, ни по видам грузов, здесь оказываются услуги, которые предусмотрены для морских портов, однако статусом морского порта пункт не обладает. Плата за судозаход в установленном порядке национальным законодательством не осуществляется. В этой связи создаются риски для трудозанятости работников национальной компании, других субъектов малого и среднего бизнеса.

При этом следует особо отметить, что в этом случае основным выгодополучателем являются иностранные судовладельцы за счет сокращения времени следования и неуплаты портового сбора за судозаход.

В этой связи, порт Актау предлагает запретить, оформление судозахода в пункте пропуска Прорва для судов с грузами, не предназначенными для строительства ПБР.

В случае оказания портовых услуг, связанных с оформлением судозахода для судов с грузами, не предназначенными для реализации ПБР, пункт пропуска Прорва должен отвечать всем соответствующим требованиям Закона Республики Казахстан «О торговом мореплавании», Правил эксплуатации морских портов, в том числе, морских портов, имеющих статус международного значения, а также требованиям, предъявляемым к портовым сооружениям и акватории морского порта.

Как сообщил руководитель управления водного транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Касым Тлепов, в настоящее время законопроект «О ратификации Соглашения о судоходстве» находится на рассмотрении Мажилиса Парламента РК (внесен 26 марта 2020 года), рассмотрение в Сенате запланировано на сентябрь, срок принятия закона – декабрь текущего года.

Принятие договора по минимальному составу экипажей судов планируется после завершения всеми странами-участниками внутригосударственных процедур для вступления в силу Соглашения. В настоящее время российской стороной ведется разработка проекта договора.

Приниятие Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом от 2001 года запланирована на период 2021-2023 годы.

По состоянию на сегодняшний день законопроект о ратификации Конвенции согласован с аккредитованными субъектами частного предпринимательства и 8 причастными госорганами.

Для принятия мер поддержки в Правительство РК, МИИР РК и НПП РК «Атамекен» было направлено двенадцать предложений, из которых были поддержаны следующие предложения:

— по введению временного запрета на начисление штрафов и пеней за неисполнение обязательств финансового и нефинансового характера по всем займам, в том числе, за перенос сроков выплат сумм основного долга и вознаграждения без последующего начисления вознаграждения на просроченные платежи;

— переносу срока оплаты основного долга и вознаграждения по второму займу за 2020 год на 2021 год. Срок оплаты по займу АО «Банк развития Казахстана» перенесен с 15 мая на 15 ноября текущего года.

— предоставлению отсрочки Актаускому морскому порту (АО «НК «АММТП») по исполнению инвестиционных программ, предусмотренных тарифной сметой по регулируемым услугам, до конца 2020 года. Указанный вопрос решен, в настоящее время отсрочка по исполнению инвестиционных программ, предусмотренных тарифной сметой по регулируемым услугам, не требуется;

— снижению процентной ставки по займам с 7 до 5 % по первому и второму займу для АО «НК «АММТП». Согласно ответу АО «Банк развития Казахстана» (далее – БРК), проработка вопроса о снижении ставки вознаграждения по договорам финансирования с 7 до 5% годовых возможна после соответствующего льготного фондирования (бюджетный займ) БРК;

— продлению срока ежегодного освидетельствования судов внутреннего водного транспорта до конца действия режима ЧП. При этом на судовладельца возлагается ответственность по обеспечению безопасной эксплуатации судов.

Пресс-служба Союза транспортников Казахстана

kazlogistics.kz

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Оцените статью